Тяжелый танк Т-35 в боях | ||||||||||||
Главная страница 001 002 003 004 005 006 007 008 009-012 013 014 015 016 017 018 019 020 021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034-036 037-040 041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 | ||||||||||||
Танк 029 | ||||||||||||
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | ||||||||||||
Танк с цилиндрическими башнями, на главной башне восемь креплений для установки поручневой антенны и один люк, пулеметные башни без дополнительного бронирования, глушитель раннего типа. Судя по техническим особенностям и возможным серийным номерам, год выпуска - 1936. | ||||||||||||
ПРИВЯЗКА К МЕСТНОСТИ | ||||||||||||
Город Харьков. Это один из трех Т-35,
принимавших участие в обороне города в октябре 1941 года. Танк оставлен на восточной окраине города,
возле опытной сельхозстанции, неподалеку от места, где проспект Сталина (ныне Московский проспект)
переходил в Чугуевское шоссе.
Танк двигался на восток. Согласно данным харьковского историка Александра Подопригоры,
он стоял в районе одного из заграждений, устроенных на основных путях, выводящих в город для своевременного
предотвращения проникновения танков и моточастей противника в Харьков (на ряде снимков в 30-50
метрах позади танка видны противотанковые ежи). Здесь проходил последний рубеж советской обороны в черте Харькова. Современные снимки местности не делались, потому что при послевоенной застройке облик района полностью изменился. Два дома, видные на фотографии справа от танка, не сохранились, но отмечены на старых картах Харькова. Столбы трамвайной линии, идущей параллельно дороге, по своему типу характерны для трамвайной линии, незадолго для войны проложенной от восточной окраины города к автономному району Харьковского тракторного завода (в те годы завод и его рабочий поселок не находились в черте города и считались "автономным районом"). Из фотографий следует, что танк стоял на этом месте с осени 1941 и, по меньшей мере, до лета 1943 года. Возможно, именно к нему относятся свидетельства местных жителей о танке Т-35, стоявшем в городе после войны и вроде бы отправленном на переплавку в 1948 году, известные из работ М. Коломийца и М. Свирина. Скорее всего, это танк №220-28. Второй возможный вариант - №537-90. Обе машины выпущены в 1936 году, однако №537-90 относится к более поздней серии и вероятнее всего соответствует танку 026, имеющему более поздние технические особенности, по Коломийцу, появившиеся на танках Т-35 как раз в 1936 году (глушитель позднего типа). | ||||||||||||
На старой фотографии трамвая в Харькове обнаруживаются точно такие же опоры контактной сети, как на трамвайной линии, возле которой стоял танк. Фотография трамвая взята с сайта «Трамваи и троллейбусы в странах бывшего СССР». Местоположение танка, отмеченное на фрагменте карты Харькова 1938 года | ||||||||||||
ФОТОГРАФИИ | ||||||||||||
Осень 1941 года, зима 1941-1942 годов.
Весна и лето 1942 года. Вероятно, танк часто попадал на снимки в период боев под Харьковом в мае 1942 года и тогда же был сдвинут с дороги, чтобы не быть помехой войскам. С танка уже исчезли все башни кроме главной Танк разукомплектовывают дальше | ||||||||||||
Главная страница 001 002 003 004 005 006 007 008 009-012 013 014 015 016 017 018 019 020 021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034-036 037-040 041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 |